Строительство коттеджей и квартир
в Тамбове и области
Офисы продаж
Онлайн-трансляция
Офисы продаж
Тамбов, ул. М. Горького, 31 корпус.3
+ еще 2 офиса
Тамбов, мкр. Солнечный, Восточная / Придорожная, д. 1/2
Тамбов, ул. Рылеева 137а
Онлайн-трансляция

Застройщики могут получить послабления, а арбитражные управляющие – суперконтроль СРО

о словам Николая Николаева, работа в весеннюю сессию была достаточно напряженная и плодотворная. Комитет рассмотрел более 100 законопроектов, большая часть из них прошла Госдуму, а в портфеле осталось всего 17 нерассмотренных законопроектов, рекомендуемых на отклонение. Из принятых инициатив самая громкая и масштабная тема – это реформа долевого строительства. Пакет принятых законопроектов поможет завершить строительство проблемных объектов в случае банкротства застройщиков и защитить права граждан.

Как подчеркнул Николай Николаев, первый закон, принятый и вступивший в силу с 1 июля, - прорывной, потому что большая часть норм направлена на достройку проблемных объектов и на решение проблем обманутых дольщиков. В нем прописана возможность формирования региональных фондов за счет средств федерального и регионального бюджетов, а также компенсационного фонда для достройки проблемных объектов. Также скорректирован бюджет, по которому 36 млрд руб. направлены в Дом.рф, из них 16 млрд руб. – на достройку проблемных объектов и 20 млрд руб. – на то, чтобы эти проблемные объекты в момент проведения реформы не появлялись.

Второй закон – о передаче страховых портфелей и средств страховой премии в фонд защиты прав участников долевого строительства. И сейчас эта передача уже идет. Ожидается, что страховыми компаниями должно быть передано 10-15 млрд руб., которые также пойдут на достройку проблемных объектов. По словам главы Комитета, задачи, которые сегодня стоят на будущее, - это определенная «донастройка». Основная реформа и основные нормы приняты, работа проделана колоссальная: огромная отрасль, объем которой достигает до 2 трлн руб. в год, переведена на новые механизмы. И глобальных изменений моделей уже не будет. А ужесточения для застройщиков – это были временные нормы, чтобы остановить возможность появления новых обманутых дольщиков.

Что же нужно «донастроить»? Раз уж застройщики переходят на новую модель и используют эскроу-счета и проектное финансирование – в этом случае риски между собой делят профессиональные участники рынка, и не нужно так жестко регулировать деятельность застройщиков, т.к. для людей риски отсутствуют. Если застройщик разорился, то деньги остались в банке, если банк разорился – деньги компенсируются агентством по страхованию вкладов на сумму до 10 млн руб. Поэтому необходимо облегчать допуск на рынок и работу на рынке застройщиков. И возможно уже осенью Комитет вернется к этой теме.

Второй момент – нужно совершенствовать саму модель эскроу-счетов, чтобы она была более удобной для людей. Например, использовать эскроу-счет, как накопительный, а ведь сейчас сумма на нем должна быть 100%, что вынуждает людей брать ипотеку. На эскроу-счет мог бы поступать некий задаток, а ипотека и остаток денег могли бы вноситься при полной достройке дома. Эта модель должна быть более комфортной для всех участников, но без рисков для граждан. И, как с улыбкой отметил Николай Николаев, когда отрасль будет полностью переведена на эскроу-счета, можно будет выдохнуть и сказать: «Ну все, мы эту проблему решили окончательно».

Что касается нежилых помещений, то в законодательстве предусмотрена компенсация тем, кто купил подобные помещения площадью до 7 кв. м – так называемые кладовки, а также для владельцев машино-мест.

Но, как отметил глава Комитета, в последнее время пошла волна обращений от людей, купивших небольшие мастерские и магазинчики, которые явно больше 7 кв. м, и их также необходимо компенсировать. И уже с 1 июля продажа всей нежилой недвижимости, в том числе и апартаментов, частным лицам должна осуществляться также только через договора долевого участия и эскроу-счета. А отчисления застройщиков в этом случае равнозначны застройщикам, реализуемым квартиры. При этом, говоря о компенсации за предыдущей период, Николай Николаев подчеркнул, что сегодня основная задача у государства – это восстановить жилищные права граждан, которых более 200 тыс. семей, поэтому предпочтение отдается этому вопросу.

Следующий серьезный блок работы Комитета – внесение изменений в законодательство, необходимых для повышения открытости и управления собственностью. Приняты изменения, которые ввели электронный договор долевого участия, и предусмотрен электронный документооборот в сфере долевого строительства.

В первом чтении был принят законопроект о переходе к реестровой модели вопросов лицензирования – все лицензии должны вестись в электронном виде. Еще одно направление – электронные торги. Принят закон о приватизации государственно-муниципального имущества в части проведения торгов в электронном виде. На днях будет рассматриваться новый законопроект, который предлагает перевести все торги на землю в электронный вид.

Другая очень сложная и противоречивая тема связана с вопросами банкротства. По мнению главы Комитета, основным критерием для развития законодательства о банкротстве должно стать количество тех компаний, которые прошли оздоровление и вернулись на рынок – а их на сегодняшний день менее 1%, при том, что в различных странах эта цифра доходит до 20-30%. Причина этому, в том числе, - это работа арбитражных управляющих. Сегодня это человек, специализирующийся на уничтожении компании. Поэтому необходимо повышать квалификацию арбитражных управляющих.

И уже сделаны первые шаги, которые показывают свою эффективность, – это процедура банкротства для застройщиков на рынке долевого строительства. Все арбитражные управляющие должны проходить аккредитацию в Дом.рф, и, если появляются подозрения на аффилированность арбитражного управляющего, либо он работает неэффективно и затягивает процесс, у Дом.рф теперь есть возможность вмешиваться в ситуацию и менять его.

Подобная модель, по мнению Николая Николаева, должна тиражироваться в дальнейшем и на другие рынки. Сегодня уже ведутся дебаты в том числе и с Министерством экономического развития о централизации деятельности арбитражных управляющих и появлении единой национальной саморегулируемой организации под жестким контролем государства.