Строительство коттеджей и квартир
в Тамбове и области
Офисы продаж
Онлайн-трансляция
Офисы продаж
Тамбов, ул. М. Горького, 31 корпус.3
+ еще 2 офиса
Тамбов, мкр. Солнечный, Восточная / Придорожная, д. 1/2
Тамбов, ул. Рылеева 137а
Онлайн-трансляция

Нацпроект «Жилье и городская среда»: рост городов и обезлюдивание просторов

Открывая слушания, председатель Комитета Николай Николаев подчеркнул, что это один из важнейших Нацпроектов, который напрямую затрагивает жизнь каждого гражданина в нашей стране. Именно поэтому он вызывает много вопросов и именно поэтому в нем необходимо досконально разобраться. Сейчас Нацпроект проходит утверждение в Правительстве, и пока есть возможность внести в него некоторые поправки. Как выяснилось в ходе последующего обсуждения, вносить поправки нужно во все разделы проекта, начиная с идеологии и кончая показателями, которые предполагается достичь в ходе его реализации.

Напомним, что разработчиком Нацпроекта является Минстрой России, и на слушаниях ведомство представляли два замминистра – «жилищник» Никита Стасишин и «главный по ЖКХ» Андрей Чибис. Судя по веселому настроению, разработчики были уверены в том, что с документом все в порядке, и особых вопросов он вызвать не должен. Хотя на вопрос депутата Госдумы Ольги Савостьяновой, кто из присутствующих принимал участие в разработке Нацпроекта, в переполненном зале на 200 мест не поднялось ни одной руки. Судя по всему, Нацпроект стал продуктом «междусобойчика» Минстроя России и губернаторов, а общественное и профессиональное сообщество опять осталось в стороне.

Нацпроект состоит из четырех федеральных программ: «Жилье», «Ипотека», «Благоустройство» и «Аварийное жилье». В целом реализация этих программ должна, по идее, обеспечить новый облик городов и помочь создать совершенно новую, качественную городскую среду с новым жильем и красивыми дворами. И ключевое слово здесь «городскую», потому что в основу положено именно развитие городов, причем крупных, а о малых городах, поселках, а уж тем более деревнях речи в Нацпроекте нет. То есть из Нацпроекта изначально выбрасывается около половины населения России – и об этом говорили выступающие на слушаниях депутаты и представители регионов.

Конечно, в Нацпроекте нашла свое место и цифра 120 млн кв. метров жилья в год – именно к ней Президент России поручил подойти к 2024 году. При этом, по слова замминистра строительства Никиты Стасишина, поставлена задача, чтобы в этих объемах 80 млн кв. м занимало многоэтажное индустриальное строительство и только 40 млн – индивидуальное. И это при том, что сейчас доля ИЖС практически равна, а иногда и превышает многоэтажку. То есть люди все-таки хотят жить в своем доме, а не в плотно населенном городе на высоте 20 этажа.

Поэтому у участников слушаний законно возникли два вопроса: зачем еще больше переуплотнять крупные города (в мелких индустриальное домостроение просто отсутствует), и кто же будет покупать все эти миллионы квадратных метров многоэтажек? Отметим, что выступления представителей Минстроя России ответов на эти вопросы не дали.

Как не было ясности, а на чем, собственно, основываются расчеты и прогнозируемые результаты Нацпроекта? Проведены ли социологические исследования, есть ли понимание, сколько жилья, какого качества в каждом конкретном городе и регионе нужно построить и где именно? Насколько покупательский спрос соответствует планам строительства? И сколько уже сейчас в городах стоит непроданного жилья, за которое региональные власти успешно отчитались? Судя по обсуждениям в кулуарах слушаний, большинство участников были уверены, что ни о какой социологической базе речи нет – таких расчетов просто не существует.

Но еще больше разочарования и оторопи вызывает тот факт, что даже внутри Нацпроекта все четыре федеральные программы не состыкованы ни по целям, ни по показателям, ни по идеологии. Так, например, не дается ответа, сколько в запланированных 120 млн кв. м жилья будет отведено под расселение аварийного жилья? Сейчас эта программа становится бессрочной, тем более что скорость, с которой прирастает аварийный жилой фонд, превышает скорость его расселения и сноса.

Кроме того, 15% граждан проживают в ветхом жилье, которое и не сносится, и не ремонтируется, а достоверной статистики по количеству ветхого и аварийного жилья в принципе не существует – губернаторы врут, отчитываясь о количестве такого жилья, чтобы не сорвать спущенные сверху планы. Как пример автор статьи может привести собственный дом 1930 года постройки, который уже 30 лет изношен на 69% (при 70% дом переводят в категорию аварийного). И таких домов в славном городе Королёв в 7 км от Москвы – около сотни. Зато цифры по городу для губернатора получаются отличные!

При этом остался открытым вопрос: а на основе чего вообще у нас будут развиваться города и населенные пункты? Стратегия пространственного развития России отсутствует, нет ответа, где и когда появятся новые города или умрут старые? Где будут новые дороги, новые промышленные центры - так называемые «точки роста»? Как изменения в развитии цивилизации отразятся на развитии России? Куда пойдут работать люди, когда на заводах их сменят роботы? Как изменится при этом структура городского населения, и не появятся ли в России уже не безлюдные деревни, а безлюдные крупные города, в которых жилье будет в принципе никому не нужно?

На все эти вопросы ответов в Национальном проекте, конечно же, нет. Он делает попытку решить лишь одну часть общегосударственной проблемы – создание для россиян современной, комфортной среды обитания в условиях современной экономики. Но поскольку экономика проходит по другому ведомству, о планах Минэкономразвития на сей счет можно только догадываться…